Притирка, доводка, шлифование

Притирка и доводка — это чистовые, отделочные операции, при которых посредством шлифующих или абразивных материалов изделиям придается высшая точность профиля и размеров.
Притиркой называется первая часть этой операции, когда изделие подготовляется начерно, доводка — вторая, заключительная часть операции, при которой изделию придаются окончательные профиль и размеры.
Рисунок: Притирка угольника (а) и шаблонов {б) на плите; притирка крана (е).

Притиркой достигается также герметичность, т. е. непроницаемость соединения деталей для жидкостей и газов. Это необходимо в таких устройствах как краны, клапаны, цилиндры паровых и других двигателей, цилиндры автомобильных и тракторных моторов.

Притирка и доводка применяются также для достижения точности и гладкости в мерительных инструментах, например, калибpax резьбовых и круглых шаблонах, при изготовлении мерных плиток и тому подобного.

Точность при притирке получается 0,005—0,05 мм; при доводке — 0,0002—0,002 мм. Доводка применяется лишь для очень точных инструментов и приборов, например, при изготовлении калибров.

Припуск на притирку берется небольшой. Он колеблется в пределах от 0,01 до 0,05 мм. Необходимо всегда добиваться наименьшего припуска для яришрки, так как это ускоряет работу и точнее получается изделие.

В производстве применяются два вида притирки. При первом способе точная и гладкая поверхность изделий получается при помощи инструмента—притира, в поверхность которого вдавливается шлифующий материал. Так обрабатываются точные мерительные инструменты, например, угольники, шаблоны и т. д. (рисунок: а б).

Второй вид притирки применяется в сопрягаемых между собой деталях посредством притирки их непосредственно друг к другу, без всякого притира, с помощью тех же шлифующих материалов.

По этому методу притираются подшипники к валам, краны (рисунок в) и клапаны к своим седлам, поршневые кольца к цилиндрам двигателей.
Новые радиаторы охлаждения ЗИЛ, УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ, Новые магазины онлайн